|
АВСТРИЙСКАЯ ШТОРА- Штора подъемная из мягкой ткани, собранная у основания в рюши.
АКРИЛ - синтетическое волокно высокого качества, теплое, формоустойчивое, с защитой от моли.
АКСАМИТ (нем.) - старинное название бархата, бархатной или атласной парчи в 15 в. на Руси наволок с золотыми узорами, из которого шилась нарядная одежда, в 18 в. ткань употреблялась для украшений.
АКСЕССУАР (фр.) - принадлежность чего-либо, например, аксессуары туалета ~ предметы, дополняющие костюм.
АППЛИКАЦИЯ –нашивка(или наклеивание) кусочков ткани, кожи, меха, шнура или тесьмы.
АППРЕТ (фр.) - вещества (крахмал, жиры и др.), наносимые при отделке на ткань, трикотаж с целью придания им требуемых свойств: несминаемости, безусадочности и т.д.
АППРЕТИРОВАНИЕ, или АППРЕТУРА (фр.) - одна из заключительных операций при отделке материалов, состоящая в обработке этих материалов аппретами.
АРМЮР (фр.) - в ткацком производстве вид переплетений с мелкоузорчатыми ткаными рисунками, Используется в платках, скатертях, одежных тканях и пр
АРХИТРАВ -(отделка). Деревянное обрамление окна или двери.
АРОЧНЫЙ КРАЙ- Декоративный край в форме арки.
АСИММЕТРИЧНАЯ ШТОРА- Штора, спадающая по одну сторону окна, или полотнища разной длины.
АТЛАС (ар.) — плотная шелковая или полушелковая мягкая ткань, лицевая сторона которой имеет гладкую блестящую поверхность, создаваемую особым переплетением нитей Идет на изготовление нарядной женской одежды, верха ватных одеял и др. Атлас известен со времен средневековья. В 17 в. его изготавливали обычно без рисунка, спокойных полутонов (светло-липового, бледно-розового, зеленовато-серого).
АЦЕТАТ — химическое волокно, в основном в виде шелка. Высокая электризуемость. По внешнему виду превосходит вискозный шелк. Дает небольшую усадку, очень сильно съеживается и с трудом разглаживается. Хорошо удерживает гофре и плиссе. Малая прочность на истирание.
Балдахин - определяющий элемент декора спальни. Это полог из ткани, располагающийся обычно над кроватью. Он может быть выполнен в «мавританском» стиле (круглый верх, расположенный по центру кровати или у изголовья), иметь квадратную «крышу» или вообще превратиться в длинный отрез ткани, перекинутый через металлический карниз.
БАНДО – это основа жесткого ламбрекена. Для него чаще используется специальный материал, нетканый или текстильный, имеющий одну или обе клеящиеся поверхности.
БАРХАТ - шелковая или полушелковая ворсовая ткань со сплошным или узорным коротким ворсом на лицевой стороне. Предположительно, родина его - Италия, в 1247 г в Венеции была учреждена гильдия ткачей бархата. В эпоху поздней готики и Ренессанса огромной популярностью пользовался узорный бархат, особенно рисунок граната с большим раппортом, темно-красного или золотого цвета, подчас с золотыми петлями. Рисунок для бархата часто создавался известными художниками. В эпоху барокко появляется многоцветный бархат. В 17 в. на смену шелковому бархату приходит шерстяной, изготовление которого обходилось дешевле, а позднее - и хлопчатобумажный. Бархат используется для изготовления женских платьев, отделки одежды, для декоративных целей.
Бархат золотный - в старину - паволок, шитый золотыми нитками. Бархат рытый - в старину - паволок с тисненым рисунком.
БАСОН (фр.) - плетенные на особых станках из пряжи любого вида детали украшения одежды, драпировок и т.п. тесьма, бахрома, кисти, шнуры, валуны и др. Басон с тонкой нитью из сплавов цветных металлов называется галуном.
БАХРОМА - гладкая тесьма с висящими с одной стороны нитями, служит украшением к занавесям, одежде, мебели и пр. Бахрома бывает однотонной, сделанной из легких синтетических нитей, и многоцветной, из смешанных декоративных нитей. Бахрому из натуральных нитей (хлопка, льна и шелка) можно красить в любой цвет. Мишурная бахрома - это скрученные нити, которые прикрепляются в виде бахромы к головке; роскошную тяжелую бахрому используют для отделки чехлов для кресел и диванов. Разрезная бахрома имеет обрезанный край, легче мишурной и применяется в любых изделиях. Блочная бахрома состоит из двух и более разноцветных блоков; эффектная отделка для однотонной ткани. У фестончатой и веерной бахромы фигурные края. Бахрома с кистями - это ряд нитяных кистей, прикрепленных к головке. Бахрома с бубенчиками - узкая тесьма с маленькими помпонами. Классическая отделка для подушек, абажуров и полок.
БЕГУНКИ- Детали скольжения, прочно закрепленные на рельсе карниза.
БУФЫ (фр.) - пышные складки. Часто использовались в оформлении интерьера дворцов французских вельмож, а также были любимы в эпоху модерна.
БЯЗЬ - прочная, плотная хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения, Широкая бязь называется полотно. Идет, в основном, на изготовление постельного белья. В старину на Руси - азиатская, персидская или бухарская ткань, бумажный холст.
ВАЛИК - длинная цилиндрическая подушка на кровати, кушетке, диване или шезлонге. На кровати валики служат опорой другим подушкам, но и сами по себе прекрасно дополняют меблировку. Расцветка валиков может быть такой же, как и у других деталей обстановки, или совсем иной. Чехлы можно сшить из разных тканей, от роскошного бархата до прелестного английского кружева и грубого сукна. Есть несколько способов шитья чехлов для валиков.
ВЕЛЬВЕТ (англ.) - прочная хлопчатобумажная ткань с густым, стойким к истиранию ворсом на лицевой стороне. Используется для шитья мужских курток, для декоративных целей и пр. Вельвет – корд - имеет широкие (около 5 мм) рубчики и высокий ворс Вельвет-рубчик - имеет узкие (2-3 мм) рубчики и низкий ворс. Вельвет фасонный - имеет рисунок, состоящий из комбинаций гладкой и ворсованной поверхности.
ВЕЛЮР (фр.) - кожа хромового дубления со снятым лицевым слоем, по внешнему виду напоминает замшу, но грубее ее и имеет более низкий ворс, что позволяет ее использовать в обувной промышленности и в кожаной галантерее, ткань с бархатистой поверхностью, образуемой мягким коротким ворсом, - идет на изготовление мужских и женских пальто и т.п. Велюр – бархат - мягкий бархат с ворсом из вискозного шелка на полотне из креповой ткани натурального шелка
ВИСКОЗА - первое искусственное волокно, завоевавшее коммерческий успех (начало 20 в ). Электризуется (эффект пиллинга). СИБЛОН И МТИЛОН – хим. Модификации вискозы.
ВИССОН -в старину драгоценная тонкая пряжа золотистого цвета.
ВОЛЬТА - прозрачная, очень тонкая и легкая хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения с шелковистым блеском Идет, в основном, на шитье
легких летних женских платьев.
ВУАЛЬ (фр.) - легкая, полупрозрачная, очень тонкая ткань, хлопчатобумажная полотняного переплетения, вырабатывается из более толстой пряжи, чем вольта, но усиленной крутки, редкая сетка из тонкой хлопчатобумажной пряжи, нитей вискозного шелка или капрона. Ткань идет в основном на женские платья, сетчатая вуаль может служить отделкой для шляп и пр. Первоначально вуаль была непременной деталью костюма: паранджа чадра - на Ближнем Востоке, биссус - у египтян, в эпоху Римской империи это уже популярное украшение. С 4 в. белая вуаль - символ чистоты - обязательное украшение христианской невесты, черная - означает траур. 14-15 вв. – культ вуалей женщины прикрепляют их на эннвн, мужчины - на шляпы, их душат духами. То исчезая, то появляясь, пережив всплеск в конце 19 - начале 20 вв., когда было модно крепить их к краям шляпки, чтобы прикрыть лицо, они дожили до наших дней, сохранившись в некоторых странах как деталь одежды в нарядах женщин-мусульманок и как ткань в летних нарядах эмансипированных дам.
ГАЛУН (фр.) -плотная лента или тесьма, первоначально золотая, серебряная или мишурная, нашивка из такой ленты или тесьмы на одежде Сейчас галун делают из хлопчатобумажной пряжи, химических нитей, шелка, добавляют армированную нить. В настоящее время используется для нашивок на форменной одежде. Галун, или тесьма для мебельной обивки - это свободно переплетенные шнуры с шелковой оплеткой. Используют для закрепок на мебельных чехлах в старинном стиле. Плетеная тесьма хорошо ложится на изгибах, поэтому удобна для отделки ламбрекена с фестонами.
ГАРДИНЫ - как правило, располагаются по всему окну. Для гардин применяют прозрачное полотно ( тюль, сетку) или тонкие полупрозрачные ткани ( шелк, органзу, шифон).
ГИРЛЯНДЫ- с каскадом или без него драпируют на окнах как самостоятельный элемент интерьера, так и в комплекте со шторами. Для такого оформления идеальны легкие прозрачные и мягкие набивные хлопчатобумажные ткани. На гирлянду из легкой ткани пойдет отрез в полную ширину. Подрубать продольные края не нужно, и шить придется совсем немного. Драпировку аккуратно закрепляют на задней стороне карниза, тонкой штанги или легкой рейки таким образом, чтобы не было видно деталей. Иногда используют металлические держатели для гирлянд, которые позволяют обойтись без карниза или какой-либо арматуры. Ткань продевают сквозь кольца, прикрепляют по обе стороны от окна и завязывают розетку или бант. Непринужденно свисающая гирлянда обрамляет верх окна, а по сторонам ткань спадает в виде длинного или короткого каскада. Чтобы определить длину гирлянды, подвесьте на концах штанги сантиметр и измерьте длину. Измерьте длину каскада вдоль окна сверху вниз , удвойте результат. Сложите полученные величины. Прибавьте 30-40 см на фиксацию и получите общий расход ткани.
ГОБЕЛЕН (фр.) - художественно-декоративная ткань изготавливаемая машинным способом. Названа по французской королевской мануфактуре учрежденной в 1662 г. в. Париже на улице Гобеленов - мастеров красильщиков пряжи для производства гобеленов ручным способом. В настоящее время используется для обивки мебели, на портьеры.
ГОФРИРОВАНИЕ (фр.) - создание волнообразных складок на ткани, тиснение выдавливание на ткани рельефного рисунка.
ГРО (фр.) - в старину название шелковых, самых плотных тканей грогро,
гроденапль, гродетур и т.п.
ГРУЗИКИ- Грузики, вшитые в кайму или швы занавески, оттягивают края занавесок и предотвращают деформацию швов.
ДАМАСК - шелковая, шерстяная или хлопчатобумажная ткань полотняного или крепового переплетения, иногда в комбинации с атласом. Хлопчатобумажный дамаск используется для изготовления женского белья, в декоративных целях, шелковый - в основном, в декоративных целях. В 18 в. эта ткань часто имитирует кружево. Названа по городу Дамаск в Сирии, где ее изготавливали.
ДАМАСКЕТ (фр.) - парча с золотыми цветами.
ДАМАССЕ (фр.) -мягкая шелковая блестящая тканье крупными узорами камчатное полотно. Сейчас применяется как подкладка на женское пальто, для декоративных целей.
ДАМАСТ (фр.) - шелковая узорчатая ткань, бельевая ткань с вытканным узором, камчатное полотно.
ДЕКОРАТИВНЫЕ ТКАНИ - изготавливаются из хлопчатобумажной, шерстяной, льняной, шелковой и другой пряжи или из смешанного сырья. Наиболее распространены ткани, вырабатываемые посредством узорного ткачества на жаккардовых машинах.
ДЕКОРИРОВАНИЕ- это сложное художественное оформление какого- либо объекта.
ДЖАБОТ ( или де жабо, жабот, галстук)- мягкий ламбрекен со складками. Непременно имеет ниспадающие концы, благодаря которым он выглядит как жабо или галстук, и является выжным декоративным элементом при дизайне штор с ламбрекенами.
ДЕРЖАТЕЛЬ- Декоративный выступ из дерева или металла, который удерживает убранную от окна занавеску.
ДЕРМАТИН (гр.) -искусственная ножа на основе ткани с нитроцеллюлозным покрытием Используется для обивки мебели, переплетных работ и т.п.
ДИОЛЕН - синтетическое волокно использующееся для изготовления постоянных складок - плиссе - на юбках, платьях, костюмах. Легко стирается, отличается продолжительностью носки.
ЖАЛЮЗИ- это конструкция из подвижных пластин.
ЖАККАРД, ЖАККАРДОВАЯ ТКАНЬ, ЖАККАРДОВОЕ ПЕРЕПЛЕТЕНИЕ (фр.) - сложный многоцветный узор на ткани или трикотаже, получаемый с помощью специальной технологии, когда рисунок не набивается, а вплетается. Назван по имени французского изобретателя Ж. М. Жаккаpa (1752-1834), создавшего в начале 19 в. машину для выработки крупноузорчатых тканей (ковры, скатерти и др.) за счет раздельного управления каждой нитью основы.
ЗАВЯЗКИ - оригинальное крепление штор к карнизу в виде тканевых полосок, бантов, узелков.
ЗАНАВЕСКИ В СТИЛЕ «КАФЕ»- Занавески, висящие на тонком стержне посередине окна, обычно верхний край выполнен в виде фестонов.
ЗАНАВЕСКА-ЭКРАН - Занавеска с кулиской по краям.
ЗАНАВЕСКИ - Скрещенные. Задрапированные крест-накрест и закрепленные на противоположных сторонах.
ЗАЗУБРЕННЫЙ КРАЙ - Декоративный край с квадратными зубчиками.
ИТАЛЬЯНСКАЯ ШНУРОВКА - Шнур для подъема занавесок, диагонально протянутый через всю занавеску.
КИСТИ - красивые и нарядные декоративные аксессуары для оформления интерьера. Различают от самых простых из единичных нитей до больших, разноцветных и сложных по составу. Используют как в качестве подхватов штор, так и как украшение.
КОКИЛЬЕ - сдвоенное по длинной стороне де жабо.
КОЛОКОЛЬЧИК (раструб) - расширенная книзу одинарная складка. Линия низа выкроена полукругом, разрез находится сзади.
ДВОЙНОЙ КОЛОКОЛЬЧИК (трефолий) - колокольчик, заложенный двумя симметричными относительно линии середины складками.
КРЕП (фр.) - общее название тканей с шероховатой, волнистой поверхностью Выпускаются ткани шелковые, хлопчатобумажные и шерстяные крепдешин (китайский креп), креп-жоржет, креп-шифон, креп-сатин, креп-лавабль и др. Раньше так называлась тонкая редкая ткань, предназначаемая для вуалей В настоящее время ткань используется для шитья нарядных женских платьев и т.п.
КРЕТОН (фр.) - плотная жесткая хлопчатобумажная ткань с цветным узором для обивки мебели, драпировок и т.п.
КРУЖЕВО - полоска или кусок текстиля, получаемого путем шитья, вязания или плетения. Кружево появилось в Европе на рубеже 15-16 вв. Первое кружево шилось иглой, называлось оно «стежок в воздухе». Этим кружевом отделывались воротники фреза, на которые уходило 10-15 м. Кружев. Знаменитые шитые кружева изготавливались в Венеции, в городе Алансоне, в Брюсселе.
Почти одновременно с шитым кружевом появилось кружево, плетенное на коклюшках. Чем сложнее узор, тоньше нитка и шире кружево, тем больше коклюшек требуется для плетения. Например, в Бельгии, случалось, кружевницы плели с помощью 600 коклюшек.
В 16 в. кружево было в большой моде и поэтому многие города Франции занимались этим трудным, но выгодным делом, изготавливали брабэнтское, «малин», шантильи, валансьен, блонду, фламандское и др. кружево. Плелось оно из разных ниток: льняных, шелковых, шерстяных. Было также серебряное и золотое кружево.
К концу 16 в. в моду вошел гипюр. Для того, чтобы кружево было тонким, как правило, использовали брабантскую нить. Плели ее маленькие девочки из влажной льняной кудели, так как только детские пальчики могли уловить тот момент, когда нитка становится нужной толщины. Эту нитку закупали в разных странах для изготовления кружев.
В России первые кружева были металлическими, из золотых и серебряных нитей; ими отделывали одежды знати. В 18 в. крепостные девушки занимались плетением. Кроме русского, они плели кружева, подобные венецианскому и французским, отличить которые от настоящи |